версия для слабовидящих
Уважаемые родители (законные представители)! Просим вас оценить работу Голышмановский Центр развития ребенка — ДС № 4 Елочка





Новости
Министерство просвещения Российской Федерации
Министерство науки и высшего образования Российской Федерации
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки
Департамент образования и науки Тюменской области
Портал государственных и муниципальных услуг в сфере образования Тюменской области

Логопедическая работа с детьми раннего возраста

Консультация для родителей. Тема: Логопедическая работа с детьми раннего возраста

Учитель логопед Кузьмина Татьяна Александровна

Для пропедевтики нарушений раннего речевого развития и рационального построения системы коррекционно-логопедической работы с детьми, необходимо глубокое знание естественного хода становления речи и психики в норме.

Одним из показателей нервно-психического развития здорового ребёнка является развитие понимания речи. Развитие понимания речи является очень сложным и длительным процессом. Для развития импрессивной речи исключительную значимость приобретает эмоциональное общение с ребёнком с первых дней жизни.

Со второго полугодия жизни у ребёнка резко возрастает интерес ко всему окружающему, в 7 – 8 месяцев при правильном воспитании начинает устанавливаться связь некоторых слов с окружающими предметами, то есть формируется первичное понимание речи. Импрессивная речь (пассивный словарный запас) в своём развитии всегда опережает экспрессивную речь (активнай словарный запас).

В 2 - 4 месяца у ребёнка появляются короткие звуки – гуканье, а затем и гуление. Звуки не несут смыслового содержания, но имеют определённую интонацию, с их помощью ребёнок привлекает внимание взрослого. Дети усваивают и передают типы интонации, которые наиболее часто употребляются взрослыми. Звуки гуления становятся средством общения с взрослым в силу их интонационной выразительности. Это становится возможным с конца 3 – го месяца жизни, когда звуки гуления делаются достаточно отчётливыми по интонации.

К шести месяцам поток гуления распадается на отрезки, состоящие из нескольких слогов (период лепета, произношение которых характеризуется единством уклада артикуляционных органов и акцентом на первом слоге.Развитие лепета проходит в два этапа: I этап –аутоэхолаличный лепет (6 мес.); II этап – эхолаличный лепет (8 мес.).

Физиологическая эхолалия, проявляющаяся в повторении слогов, а затем и слов, предшествуют пониманию слов и их произнесению.

К году у ребёнка появляются первые слова. По данным Е. А. Аркина,рост словаря характеризуется следующими количественными особенностями: 1 год – 9 слов, 1 г. 6 мес. – 39 слов, 2 года – 300 слов, 3 г. 6 мес. – 1100, 4 г. 1900 слов.

Развитие словаря у ребёнка в онтогенезе тесно связано, с одной стороны, с развитием мышления и других психических процессов, а с другой стороны,с развитием всех компонентов языковой системы: фонетоко-фонематического и грамматичесого строя речи. Формирование лексики (словаря) в онтогенезе обусловлено также развитием представлений ребёнка об окружающей действительности.

Речь ребёнка развивается по подражанию, поэтому большую роль в её формировании играет чёткая, неторопливая, грамматически и фонетически правильная речь взрослого. Не следует искажать слова, имитировать детскую речь.

Первый год жизни ребёнка является подготовительным этапом к овладению речью. В этот период у ребёнка развивается зрительное и слуховое сосредоточение (он прислушивается к звукам речи, отыскивает и сосредотачивает своё внимание на лице говорящего); развивается понимание речи; в процессе гуления, лепета идёт интенсивное развитие артикуляционного аппарата. Общение между ребёнком и взрослым строится в основном на эмоциональной основе.

На втором году жизни идёт интенсивное накопление пассивного словарного запаса и также активного.В активном словарном запасе употребляются: звукоподражания, звуковые комплексы, многофункциональные слова. Начинается процесс формирования фразовой речи.

К 1г. 8мес. – 2 г. появляется первая фраза. Ребёнок объединяет в одном предложении 2-3 аморфных слова. 2г. 1мес. – 2г. 3мес. рост предложения до 3-4 слов. 2 г. 3мес. – 3 г. Развитие сложного предложения.

По тем или иным причинам речь ребёнка может отставать от возрастной нормы. Часто у таких детей позже появляются первые слова, их запас не соответствует возрасту ребёнка, развитие фразовой речи идёт с опозданием и т. д.

Задержки развития речи должны вызывать тревогу у родителей и педагогов не тогда, когда у ребёнка в 3 года нет речи, а уже тогда, когда запаздывает раннее речевое развитие. Чем раньше это будет выявлено, тем легче будет помочь ребёнку.

Разработана комплексная система занятий, по развитию речи детей младшего возраста. Если речь ребёнка развивается без задержки, то всё равно полезно использовать комплекс упражнений, которые улучшат его слуховую память, слуховое восприятие и фонематический слух, скоординируют мышцы речевого аппарата, расширят словарь, сделают речь яркой, эмоциональной, выразительной.

Методические рекомендации учителя-логопеда для детей раннего возраста

1. Если ребёнок 2- ух лет не разговаривает, не проявляет речевой активности, необходимо сходить на консультацию к учителю-логопеду.

2. Проконсультироваться у врача-невропатолога и в случае назначения пройти курс медикаментозного лечения.

3. Родителям и воспитателям применять упражнения,которые способствуют развитию речи детей по следующим блокам:

Расширение и уточнение пассивного словаря (упражнения на понимание обращённой речи).

Развитие мелкой моторики (развитие движений рук и действий с предметами, пальчиковые игры и гимнастика, игры-упражнения для формирования пальцевого захвата мелких предметов, массаж правой руки ребёнка и т. д.).

Мимическая гимнастика (выполнение комплекса мимических упражнений).

Артикуляционная и дыхательная пассивная и активная гимнастика (отработка основных движений, формирование элементарных артикуляционных укладов).

Развитие фонематического слуха.

Развитие и коррекция сенсорных функций (зрительного и слухового восприятия).

Развитие активного словаря, начиная со звукоподражания (звукоподражания голосам животных; бытовым, транспортным и музыкальным шумам; эмоциональные восклицания и т. д.).

Отработка слов простых по слоговой структуре (начиная с 1 класса по А. К. Марковой). Применять метод послогового отхлопывания, отстукивания.

Формирование двухсловной фразы (начиная с объединения в одном предложении двух аморфных слов).

Игры и упражнения, специально подобранные, позволят малышу шаг за шагом научиться произносить звуки и слова, строить короткие предложениями.

Методические пособия по развитию речи для детей младшего возраста:

Е. Ф. Архипова «Логопедическая работа с детьми раннего возраста».

С. В. Батяева, Е. В. Савостьянова «Альбом по развитию речи для самых маленьких».

А. И. Максакова «Правильно ли говорит ваш ребёнок».

О. В. Закревская «Развивайся, малыш! Предметные картинки по развитию речи. К системе работы по профилактике отставания и коррекции отклонений в развитии детей раннего возраста».

О. В. Закревская «Развивайся, малыш! Сюжетные картинки по развитию речи. К системе работы по профилактике отставания и коррекции отклонений в развитии детей раннего возраста».

 

закрыть
Настройка параметров отображения для слабовидящих
Цвет шрифта:          X
Цвет фона:          X
Размер шрифта: X
Скрывать изображения: