версия для слабовидящих
Уважаемые родители (законные представители)! Просим вас оценить работу Голышмановский Центр развития ребенка — ДС № 4 Елочка





Новости
Министерство просвещения Российской Федерации
Министерство науки и высшего образования Российской Федерации
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки
Департамент образования и науки Тюменской области
Портал государственных и муниципальных услуг в сфере образования Тюменской области

Значение мяча в жизни детей раннего возраста

Консультация  «Мой друг мяч»

 

Инструктор по ЦК Громоздова Евгения Николаевна

 

Мяч – интересная и полезная игрушка для ребенка. Ведь мячом любят играть и самые маленькие детки, и даже родители. Вспомните свое детство — во сколько интересных игр мы играли с мячом.

Ведь игры с мячом увлекательны и очень интересны.

Играя с мячиком, мы развивали и тренировали в себе ловкость, координацию движений, выносливость, внимание и т.д. Для каждого возраста ребенка может быть свой любимый мяч. А в год у ребенка должно быть как минимум 3 мячика. Вы спросите, зачем столько? Все дело в том, что мячи отличаются друг от друга по размеру, материалу, весу и своему назначению. И любой из этих мячей может стать отличным тренажером для вашего крохи.

У годовалого малыша должны быть следующие мячи – тряпичные, пластмассовые (гремящие) и резиновые. Уже примерно в четыре-пять месяцев ребенок начинает уверенно держать круглые предметы. Это именно то время, когда нужно предлагать ребенку красочный матерчатый мяч. И даже тряпичных мячиков у ребенка может быть несколько. Отличие их должно быть по фактуре. Например, один мяч тряпичный, а второй связанный. Может быть два тряпичных: один яркий, а другой с гремящими вставками в середине. Стоит обратить внимание на размер мячиков, ребенок должен легко удерживать мяч в одной руке. Играя разными мячами, малыш будет развивать тактильную чувствительность и мелкую моторику. Чем больше разных мячей у ребенка, тем разнообразнее он получит опыт, развивая тактильные ощущения.

После того, как ребенок научится ползать, нужно приобрести красочный пластмассовый мяч с наполнителем внутри (для того чтобы мяч гремел). Эта игрушка будет привлекать ребенка своим цветом и станет стимулятором двигательной активности. Ребенок будет ползти к этой игрушке и при попытке ее взять, она будет откатываться с «шумом». Кроха будет пытаться догнать этот мяч. Немного позже, этот же мячик кроха будет догонять, топая ножками.

Для грудничка пригодится и резиновый мяч. Идеальный вариант – мячик с резиновыми шипами или пупырышками. Скользкие мячики часто выскальзывают из ручки ребенка, а пупырышки делают массаж ладошке и стимулируют нервные окончания на пальчиках. Резиновым мячиком можно сбивать кубики, катать его по полу, бросать. Но лучше всего брать его в ванную во время купаний. Мячик хорошо плавает. Когда в ванной набрана вода, возьмите мяч и опустите его на дно, затем отпустите его. Мяч стремительно выпрыгнет из воды. Большинство малышей, просто обожает играть с мячом подобным образом.

Предлагаем вниманию родителей игры с мячами на развитие общей моторики.
Основная цель этих игр — научить ребенка обхватывать и удерживать в руках круглые предметы разного объема (маленький мяч, который он может удержать в одной руке, или большой надувной, который можно удержать только двумя руками), осуществлять броски разной дальности и точности, пользоваться орудием (палочкой, клюшкой, молотком) для толкания, закатывания.

Для детей от 1 года до 2 лет интереснее просто скатывать мяч с наклонной плоскости или бросать его в произвольном направлении. Для детей постарше задание можно усложнить, побуждая закатывать мяч в определенной ширины воротца, ямку или забрасывать его в корзину, или передавать мяч точным броском руками или клюшкой кому-то из группы ребят.

Выделите для этих игр свободный уголок, где ребенок мог бы передвигаться без опасения наткнуться на углы или зацепить ногой коврик. Расположите в приготовленном месте мячики разного размера, изготовленные из разных материалов (воздушный шарик, большой надувной мяч, теннисные мячи и мячи от пинг-понга, а также спортивные резиновые мячи, тряпичные или ватные мячи, клубки из ниток). Для более сложных вариантов действия с мячом можно приготовить корзинки, тазики, большие деревянные кубы и дощечку для изготовления горки или скамеечки, под которой, как под воротцами, можно прокатить мяч определенного размера. Высоту скамеечки можно регулировать с помощью набора строительных кубов.

Игра «Поймай мячик»

Взрослый садится на пол и приглашает ребенка последовать своему примеру. Используется легкий мяч среднего размера. Взрослый катит этот мяч в сторону ребенка и весело говорит: «Петя, лови мяч». Затем просит: «Петя мячик обратно».

Когда ребёнок научится ловить катящийся мяч и перекатывать его другому ребенку, можно попробовать новый вариант, сопровождая его стишком «Мячик катится домой, ты отбей его рукой». В этом варианте ребёнок не ловит мяч руками, а отбивает его, чтобы он не закатился между расставленными ножками, т. е. не попал в «домик».

Аналогичные игры можно организовать за столом, используя маленькие резиновые мячи, мячики для пинг-понга, матерчатые, ватные мячи или шерстяные клубки.

Игра «Мячик, не падай»

После того как ребенок научился ловить катящийся по полу мяч, можно попробовать более сложный вариант занятий — ловить мяч на лету в положении стоя. Для этих занятий нужно подбирать мяч такого размера, чтобы ребенок легко мог обхватить его двумя руками. Для этой цели больше подходят воздушные шарики.

Взрослый может объяснить ребёнку, как это делать, показать, поиграть с ним.

Игра «Мячик, поскачи»

Взрослый бросает мяч об пол или стенку и ловит его двумя руками, приговаривая «Мячик, мячик, поскачи!», и предлагает ребёнку повторить его действия. Ничего, если мяч несколько раз ударится об пол, прежде, чем малыш его поймает. Более сложный вариант состоит в том, что ребенок несколько раз ударяет мяч об пол одной или двумя руками. Можно сопровождать эту игру стишком:

«Мой веселый звонкий мяч,
Ты, куда помчался вскачь?
Желтый, красный, голубой —
Не расстанемся с тобой!»

Игра «Закати мяч в ворота»

Взрослый делает «ворота» из любых подручных средств (расставленные на определенном расстоянии стульчики или кубы из строительного материала) и просит ребенка закатить мяч в промежуток между ними. Сначала руками, нагнувшись или присев на корточки, а затем ногой. Расстояние между ребенком и воротами можно варьировать в сторону усложнения, т. е. помещая малыша все дальше от ворот; можно предоставить ребенку возможность самому выбирать расстояние.

Закатывать мяч в импровизированные (разной высоты и ширины ворота) можно не только рукой или ногой, но и каким-нибудь предметом (клюшкой, деревянным молоточком). Размеры мяча и молоточка (клюшки) можно варьировать. Лучше подобрать такой мяч, который легко и быстро катится по полу.

Игра «Мини-баскетбол»

Можно предложить ребенку также варианты действий по забрасыванию мяча в какую-нибудь емкость, находящуюся на полу или приподнятую на небольшое расстояние от пола (корзинка, коробка, таз, пустой надувной бассейн и т. д.). Взрослый может держать емкость в руках и ловить ею мяч, брошенный ребенком. Эту игру легко разнообразить, меняя размер емкости и размеры мячей, а также высоту, на которую помещена эта емкость, и расстояние, с которого ребенок пытается забросить мяч.

 

закрыть
Настройка параметров отображения для слабовидящих
Цвет шрифта:          X
Цвет фона:          X
Размер шрифта: X
Скрывать изображения: