Уважаемые родители (законные представители)! Просим вас оценить работу Голышмановский Центр развития ребенка — ДС № 4 Елочка
Новости |
Главная / МАДОУ Голышмановский ЦРР – д/с № 4 «Ёлочка» / Конкультационно- методический пункт / Педагог-психолог рекомендует /
Как распознать сенсорную перегрузкуВ стимулирующей среде, которая поощряет познавательную активность ребенка, он быстрее учится и развивается. Но иногда стимулов, событий, новых впечатлений оказывается слишком много, что приводит к сенсорной перегрузке. Как она проявляется в поведении ребенка? Почему лучше его не перегружать? На что опираться родителям в поисках баланса между активными занятиями и отдыхом, который подходит именно их ребенку? Что такое сенсорная перегрузкаВ ситуации, когда ребенок получает слишком много впечатлений в единицу времени (новых людей, картинок, звуков, ощущений или других сигналов от органов чувств), его мозг и нервная система перестают справляться с нагрузкой. Именно это состояние и называется сенсорной перегрузкой. У маленького ребенка такое состояние может вызвать, например, день рождения или другой семейный праздник, когда много незнакомых ему людей по очереди берут его на руки, пытаются поиграть и развлечь. Перевозбужденные дети, как правило, капризничают, чувствуют себя усталыми и разбитыми. Постарайтесь на время обеспечить малышу спокойную, тихую и по возможности знакомую обстановку, если заметили, что ему тяжело. Как распознать сенсорную перегрузкуМаленькие дети достаточно явно демонстрируют признаки нервного перевозбуждения. Распознать, что нервная система перегружена, можно по характерным признакам. Малыш в возрасте до 1 года, например, может:
У детей более старшего возраста на сенсорную перегрузку могут указывать и другие внешние признаки:
У каждого ребенка может быть свой набор признаков сенсорной перегрузки, и со временем родители учатся их распознавать. Поиск баланса между стимулированием и покоемВ первые 5 лет жизни детский мозг развивается быстрее, чем в любой другой период жизни. Опыт, полученный малышом в первые годы, — все, что он видит, слышит, трогает, нюхает, пробует на вкус, — стимулирует развитие мозга, помогая ему создавать миллионы новых нейронных связей. А значит, маленьким детям нужна стимулирующая среда, где они могут выбирать, чем заняться, играть и учиться разными способами, применять на практике полученные знания. Однако это не означает, что нужно дни напролет пытаться привлечь внимание ребенка игрушками или другими раздражителями. Младенцам и маленьким детям необходимо проводить часть времени в тихой, предсказуемой и привычной обстановке. Детям полезны спокойные занятия в одиночестве, им нужно дать возможность исследовать окружающий мир так, как им удобно, в собственном темпе. В этом случае они учатся занимать себя самостоятельно, определять, когда пора сделать паузу, и придумывать, чем заполнить такие паузы, чтобы восстановить психическое равновесие. Умение занять себя — важный жизненный навык, развивая который, мы помогаем детям в их стремлении стать самостоятельными взрослыми. Что могут сделать взрослые, если ребенок перегруженЕсли вы заметили, что малыш перегружен впечатлениями, переместите его в тихое место, где ему будет легче успокоиться. Например, отнесите в кроватку или отведите в детскую комнату. Если вы с ребенком окажетесь в этот момент на прогулке, попробуйте положить его в коляску и накрыть легкой накидкой или одеялом. Младенцу можно помочь, запеленав его, — так уменьшается интенсивность физических ощущений и снижается нагрузка на нервную систему. Также малыш быстрее успокоится, если носить его ближе к телу (например, в слинге или эрго-рюкзаке), когда вы занимаетесь повседневными делами. Помочь детям старше 1 года справиться с сенсорной перегрузкой можно разными способами.
Если из-за стресса, вызванного сенсорной перегрузкой, ребенок демонстрирует проблемное поведение, почти всегда можно «переключить» его и привести в чувство, сменив обстановку. Как определить подходящий уровень активностиВсе дети разные, поэтому не существует единственно верного ответа на вопрос о «правильной дозировке» внешних стимулов. Каждый ребенок по-своему справляется с тем или иным уровнем возбуждения. Некоторые дети справляются с перегрузками хуже, чем другие. Особенно легко сенсорная перегрузка возникает у сверхчувствительных и гиперактивных детей, а также у детей с аутизмом. Как реагирует на перегрузку именно ваш ребенок, можно понять по его поведению. Внимательно наблюдайте за его реакциями и помните, что умеренность во всем — лучшая стратегия. В случае с младенцами и тоддлерами можно добиться хорошего результата, если давать им достаточно времени для спокойных игр или отдыха в дополнение к дневному и ночному сну. Позже, когда ребенок пойдет в школу, он наверняка получит пользу от одного-двух дополнительных кружков или секций — но тех, которые действительно важны для него. Спорт, музыка и другие занятия по интересам — отличный способ получать новые навыки, заводить друзей и развивать свои способности. Но если на дополнительную нагрузку вне школы уходит слишком много ресурсов, скорее всего, ребенку не будет хватать времени для игр и отдыха, и тогда ему будет сложно справляться с учебой.
|