версия для слабовидящих
Уважаемые родители (законные представители)! Просим вас оценить работу Голышмановский Центр развития ребенка — ДС № 4 Елочка





Новости
Министерство просвещения Российской Федерации
Министерство науки и высшего образования Российской Федерации
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки
Департамент образования и науки Тюменской области
Портал государственных и муниципальных услуг в сфере образования Тюменской области

Переход от отдельных слов к фразе

После того как ребенок начинает активно использовать общеупотребительные слова вместо звукоподражаний, его родители сталкиваются с новой трудностью — малыш не торопится переходить к фразовой речи. Он использует в общении и слово, и жест, но фразы из двух слов у него пока не получаются. О том, как помочь малышу освоить следующий этап речевого развития, расскажет София Пономарева, научный сотрудник лаборатории комплексных исследований в области ранней помощи Института коррекционной педагогики.

Указательные слова и глаголы

Существует два главных приема, которые взрослый может применять, играя и общаясь с ребенком.

Первый — использование указательных слов там, тут, вот. Указательные слова призваны присоединиться к указательному жесту, а потом и заменить его. Взрослый предлагает малышу поиграть с указательным пальчиком и показать, где его игрушки. Там — значит, предмет находится где-то далеко, тут — близко, а вот означает, что предмет находится совсем рядом с ребенком или только появился, стал видимым. Таким образом, жест преобразуется в указательное слово, и малыш произносит простую фразу, отвечая на просьбу взрослого отыскать игрушки: «Где кукла Ляля?» — «Там Ляля!», «Где зая?» — «Тут зая!», «Где мишка спрятался?» — «Вот мишка!» Эти простые указательные слова артикуляционно доступны для ребенка, и он с легкостью повторит их за взрослым и с удовольствием многократно будет потом использовать в своей речи.

Второй прием — это использование глаголов в повелительном наклонении с обращением к персонажу. Именно с глаголов в повелительной форме начинается фраза. Ребенок в этом возрасте — неутомимый деятель, для которого важен мгновенный результат. Сделал что-то, и тут же получилось! Сказал зайке сидеть — он сидит, сказал мишке идти — он идет! Малыш в игре отображает небольшой, но уже собственный жизненный опыт.

Слова, подкрепленные действием

Посадите малыша напротив себя и поиграйте с ним, перекатывая друг другу мяч. При этом вы будете играть за мишку, а малыш вслед за вами будет повторять: «Кати, Миша!»

Или взрослый показывает, что зайка никак не хочет садиться есть кашу, его просят, просят, а зайка не слушается, и вот, наконец, малыш сам говорит зайке: «Сядь, Зая!» — и получает долгожданный результат.

А еще есть кукла, которая никак не хочет идти гулять, никак не реагирует на просьбы взрослого, а когда малыш обращается к ней: «Иди, Ляля!», кукла радостно топает по дорожке.

Далее можно перевернуть фразу и показать малышу, что мы можем конкретно обратиться с просьбой и к одной, и к другой игрушке: «Зая, сядь!», «Ляля, сядь!»

Организуем игру с большой машиной. Вот машина лихо подъезжает к игрушкам, их нужно пригласить сесть в машину. Мы показываем на зайчика и говорим: «Зая, сядь! Сядь!» Показываем рукой на место зайки в машине. Не идет зайка, не садится. Мы просим малыша пригласить зайчика в машину, говорим: «Пригласи зайчика в машину. Пригласи зайчика покататься. Зая, сядь! Сядь!»

При этом мы всегда избегаем слов «скажи» и «повтори за мной», обращенных к ребенку. Прямое указание на то, что ребенок должен повторить за вами, может привести к полному отказу малыша от использования речи.

Точно так же можно организовать игру с чаепитием. К малышу в гости приходят игрушки, мы накрываем стол.

закрыть
Настройка параметров отображения для слабовидящих
Цвет шрифта:          X
Цвет фона:          X
Размер шрифта: X
Скрывать изображения: