|
Игра на развитие грамматического строя речи
чт., 26.11.2020
Уважаемые родители! Логопеды детского сада предлагают вам игру на развитие грамматического строя речи Вашего ребёнка. Вы проведёте время не только весело, но и с пользой. Проблема формирования и развития грамматического строя дошкольников всегда остается актуальной. У детей встречаются разнообразные ошибки в усвоении грамматических категорий, в частности согласование местоимений с существительными в роде. В норме дети осваивают данное согласование в возрасте 3,5-5 лет. Но у детей с тяжелыми нарушениями речи этот период может растягиваться во времени. В этом случае на помощь приходят игры. С их помощью удается: сделать речь ребенка более грамотной; расширить словарный запас, стимулировать включение новых слов в разговорную речь; развить внимание, речевые навыки, память, мыслительную способность. Цели: учить детей согласовывать местоимения мой, моя, моё, мои с существительными в роде; подбирать к местоимению существительные с соответствующей родовой принадлежностью и по заданному обобщению; учить исправлять ошибки в согласовании; закрепить согласование существительных с прилагательными. Для игры необходимо подготовить 4 карточки-лото с пустыми прямоугольными «окошками» для каждого из рассматриваемых местоимений. Также распечатать, вырезать, ламинировать картинки, размером соответствующие «окошкам» в лото. Они должны в равном количестве делиться на 4 группы, изображая объекты женского, мужского, среднего рода, множественного числа. Ход игры: взрослый берет картинку, показывает ребёнку, спрашивает, что изображено. Ребенок называет предмет, который видит, дополняя ответ местоимением, затем кладет карточку в правильную ячейку лото. Например: «чашка» – «чья?» – «моя»; «стул» – «чей?» – «мой»; «одеяло» – «чье?» – «мое»; «бусы» – «чьи?» – «мои». Существуют несколько способов проведения дидактической игры для развития речи: 1. назвать слова определенного рода (например, только те слова, которые отвечают на вопрос «мой»); 2. разложить слова по корзинам, домикам и т.д. в соответствии с родом; 3. разделить не только по родам, но и по присутствующим в словах согласным. Количество согласных подбирается по числу участников. Картинки окрашены в соответствии с рассматриваемым звуком. Например, для звука «Л»: мой – лук, клубок, колокол, слон; моя – клумба, ладонь, ель, лодка; мое – яблоко, платье, лето, крыло; мои – туфли, лапы, пчелы, желуди. Для звука «Ж»: мой – жук, жираф, дождь, пиджак; моя – пижама, лужа, ложка, одежда; мое – мороженое, желе, ружье, жало; мои – джинсы, ножницы, лыжи, сыроежки. Разложив карточки по ячейкам, дети определяют звук, присутствующий в словах, составляют предложения. Игра увлекательная, интересная, дети охотно раскладывают картинки по «окошкам». Развитие речи, внимания, памяти происходит в игровой форме быстро и легко.
|