версия для слабовидящих
Уважаемые родители (законные представители)! Просим вас оценить работу Голышмановский Центр развития ребенка — ДС № 4 Елочка





Новости
Министерство просвещения Российской Федерации
Министерство науки и высшего образования Российской Федерации
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки
Департамент образования и науки Тюменской области
Портал государственных и муниципальных услуг в сфере образования Тюменской области

Адаптация к детскому саду. Как влияет мама ребенка.

  чт., 29.07.2021

Когда адаптация ребенка к детскому саду затягивается, причина может быть в особенностях его эмоционального взаимодействия с матерью. Как корректировать болезненную адаптацию детей в связи с гиперопекой и симбиотической связью, на примерах из практики.

Именно с родителями могут быть связаны частые проблемы первых месяцев в детском саду, когда ребенок не хочет ходить в группу, часто болеет или не принимает воспитателя

Ситуация1.

Ребенок не хочет ходить в детский сад

Макар пришел в детский сад в 4 года в среднюю группу, у него хорошо развиты знания об окружающем мире и речь. Макар – единственный и поздний ребенок, мама опекает сына и переживает за него. Когда она приводит мальчика в детский сад, то остается с ним в группе: помогает завтракать, одевает на прогулку и там сопровождает его. После обеда она сразу забирает ребенка домой. В разговорах с педагогом-психологом мама отмечает, что Макар превосходит сверстников по уровню развития и игнорирует замечания о том, что его навыки самообслуживания неразвиты. Мама постепенно увеличивает время самостоятельного пребывания Макара в детском саду, но этот процесс проходит очень болезненно. Мальчик не умеет сам одеваться, не знает, как держать ложку, при этом он никогда не просит помощи. Когда мама уходит – Макар цепляется за ее одежду, плачет и говорит, что не хочет оставаться в детском саду.

Как ситуация связана с мамой

 Мама опекает  Макара, помогает ему в каждой мелочи, не позволяет делать то, с чем он способен справиться сам. Между ними сильная симбиотическая привязанность. Это типичная ситуация для семей, где ребенок поздний и единственный. Когда воспитанник с симбиотической связью приходит в детский сад – обычно в 4–5 лет, мама тревожится, и эта тревога передается ребенку. Такие дети часто развиты интеллектуально, потому что родители занимаются с ними, но их навыки самообслуживания сформированы хуже, чем у сверстников. В незнакомой обстановке группы ребенок, который привык к гиперопеке, пугается, переживает, болезненно реагирует на разлуку. Мама беспокоится,  старается лишний раз помочь ребенку – и этим еще больше осложняет его адаптацию

2 Ситуация

Ребенок начал часто болеть

Ралине 3 года. В первый день в детском саду девочка легко осталась без мамы на два часа, активно интересовалась игрушками, много разговаривала, позавтракала. Но на второй день Ралина отказывалась идти в детский сад, зашла в группу со слезами. В течение двух часов она то плакала, то забывалась и играла, не кушала. В следующие дни поведение девочки не изменилось. Через неделю Ралина заболела. Когда она вернулась в группу, то скоро снова заболела на полтора месяца. Мама говорит, что раньше такого не было, волнуется за здоровье девочки и переживает, что сама вынуждена часто брать больничный на работе. Сейчас Ралина ходит в детский сад редко, проводит неделю в группе, и по три недели на больничном. В детском саду она постоянно плачет, почти не ест, не спит. Каждый раз процесс адаптации у нее запускается заново.

Как ситуация связана с мамой

Сверхчувствительность ребенка и его зависимость от тревожности мамы влияет на уровень стресса, который ребенок испытывает в период адаптации. Когда мама психологически не готова к детскому саду, то ее эмоциональное напряжение передается ребенку. Стресс снижает иммунитет ребенка, который и так снижен из-за того, что в первые недели в группе дети активно обмениваются микробами. Второй причиной болезней может стать бессознательная попытка ребенка «помочь» маме. Это случается, когда мама выходит после декрета на работу, но на самом деле ей этого не хочется. В этом случае частые болезни ребенка дают вторичную выгоду и ему, и ей. Ребенок на бессознательном уровне начинает понимать – если он заболеет, то не будет испытывать стресс от новой обстановки и при этом доставит маме бессознательную радость.

Ситуация

Ребенок не принимает воспитателя

Богдану 4 года. Через неделю, после того как мальчик пришел в детский сад, воспитатель начала жаловаться на его агрессию по отношению к другим детям и громкие истерики. Она сообщила педагогу-психологу, что в истерике мальчик начинает неконтролируемо двигаться, мотать головой. На консультации мама и папа настаивали, что дома он так себя не ведет, а все дело в воспитателе. По их мнению, она слишком мягкая и слабая, не способна справиться с активным и эмоциональным ребенком, а поэтому настроена против него. Однако бабушка сообщила, что Богдан и дома периодически устраивает истерики и манипулирует родителями. Он спокоен только при дедушке, потому что тот уравновешен и обладает авторитетом для мальчика. Через месяц в группе сменился воспитатель. Пришел более строгий, последовательный и опытный педагог. Поведение мальчика постепенно улучшилось.

Как ситуация связана с мамой

Родители Богдана склонны искать внешние причины проблемной адаптации и не хотят видеть, что причина может быть не только в педагоге. Когда дома доминирует опекающий стиль воспитания и родители не запрещают ребенку ничего – в незнакомой обстановке он не будет понимать границ своих действий и соотносить их с другими детьми. В группе ребенок на фоне стресса может начать проявлять агрессию и эмоциональную нестабильность. А стресс в случае неврологического анамнеза может привести к неврозам и другим пограничным состояниям.

 

закрыть
Настройка параметров отображения для слабовидящих
Цвет шрифта:          X
Цвет фона:          X
Размер шрифта: X
Скрывать изображения: